Главная → Вопрос эксперту →
Вопрос № 409
22/11/2011
Виктор , Минск
Добрый день, Павел! Каким образом осуществляется в Украине соблюдение требований п. 9.1.2.2 ДОПОГ для изготавливаемых встроенных цистерн и ТС. Какова процедура соблюдения вышеуказанного пункта ДОПОГ для эксплуатируемых встроенных цистерн и ТС до подписания Украиной ДОПОГ, а также приобретенных из-за границы и бывших в эксплуатации в настоящее время. За ранее благодарен.
С уважением, Виктор.
С уважением, Виктор.
Вообще-то, вопросы по Украине лучше адресовать Алексею. Так уж исторически сложилось, что украинской спецификой занимается Алексей, а российской - я. Нам бы еще грамотного специалиста из Белоруссии к проекту Лаборатория ADR привлечь,который информировал бы посетителей нашей Лаборатории о специфике перевозок опасных грузов в Белоруссии, да где его взять-то, хеххх... :(
Тем не менее, попытаюсь ответить (Алексей меня подправит, если я не прав). Насколько мне известно, автоцистерны в Украине не производятся, следовательно, требования раздела 9.1.2.2 ДОПОГ по утверждению типа автоцистерн Украину затрагивают мало.
С автоцистернами европейского происхождения проблем не возникает. Согласно требованиям стандарта EN12972 (Цистерны для перевозки опасных грузов - Испытания, проверка и маркировка металлических цистерн, пунктов 4.1, 5, и в особенности пункта 5.12) эти цистерны проходят соответствующие первичные испытания и получают утверждения типа и соответствующее свидетельство (см. 6.8.2.3 ДОПОГ) в странах-производителях автоцистерн.
Гораздо хуже обстоят дела с автоцистернами российского производства. Дело в том, что во-первых, отсутствует законодательно регламентированная процедура испытаний опытного образца автоцистерны. То есть, в России некому присваивать код цистерны, некому указывать результаты испытаний цистерны, некому испытывать опытный образец и некому присваивать номер официального утверждения типа цистерны. Во-вторых, отсутствует институт официально аккредитованных экспертных организаций. Нет специалистов (экспертов) имеющих официально зарегистрированные и признанные на международном уровне личные клейма. То есть, ни одна автоцистерна пересечь границу не имеет права. Мало того, поскольку у автоцистерн российского производства отсутствует код утверждения типа, они также не могут пройти российский (и украинский) техосмотр с целью получения свидетельства о допущении к перевозке (8.1.2.2 ДОПОГ). По той же причине российские автоцистерны юридически не могут пройти периодические проверки (см. 6.8.2.4.2 и 6.8.2.4.3 ДОПОГ). Насколько мне известно, ни в Украине, ни в России в настоящее время не произведено ни одной (!) периодической гидравлической проверки автоцистерн. Отсутствует сама техническая база для проведения подобных проверок. Нет ни одного аккредитованного эксперта для проведения подобных проверок.
Из последних новостей расскажу следующее. Не далее как в этот понедельник мне сообщили, что под Москвой обосновалась некая белорусская компания, которая намерена производить периодические проверки. Поскольку мне сомнительна легитимность действий этой компании, в ближайшее время нанесу в эту компанию визит и выясню правомочность их действий в Российской Федерации. Но даже если предположить, что деятельность этой проверяющей компании легитимна, бензовозы российского производства они проверять не могут, поскольку у тех нет официального утверждения типа.
Необходимо указать вот на что. Существует сложный и дорогостоящий обходной путь по утверждению типа автоцистерны. Но сильно сомневаюсь, что аккредитованный эксперт утвердит тип автоцистерны российского производства, поскольку за свои действия он несет полную юридическую ответственность.
С уважением, Павел.
Здравствуйте, Виктор!
Автоцистерны в Украине производятся, однако они не проходят процедуры официального утверждения типа согласно требований ДОПОГ (не исключаю, что сертификат соответствия у них есть но только согласно ГОСТов) и могут использоваться только для внутренних перевозок. Многосторонних соглашений по данному поводу между Россией, Украиной и Белоруссией нет.
В Украине есть органы, отвечающие за сертификацию транспортных средств, но боюсь им сильно мало известно о требованиях ДОПОГ в отношении цистерн, так что к выданным ими сертификатам я бы на сегодня относился очень осторожно.
Всего доброго,
Алексей