10/02/2012

Перевозка сжатого кислорода автомобильным транспортом

В свободном виде кислород — это газ без цвета и запаха. Может перевозиться в сжатом (№ ООН 1072) и охлажденном сжиженном (№ ООН 1073) состоянии. В данной статье речь пойдет о сжатом кислороде, перевозимом в баллонах, и о том, когда его перевозка полностью или частично освобождается от соблюдения требований нормативных документов, регламентирующих перевозку опасных грузов автомобильным транспортом.

Бытует мнение, что кислород сжатый, перевозимый в количестве не более 1000 литров (номинальная вместимость сосудов в литрах) на одну транспортную единицу, является неопасным грузом. Увы, это мнение ошибочно. Авария, которая произошла в начале 2010 года в одной из больниц луганской области, в которой погибли и пострадали люди, горькое тому подтверждение. А ведь причиной аварии стал всего 1 баллон, вместимость которого составляла около 40 литров. Это только один пример, а были и другие несчастные случаи и аварии при перевозке сжатого кислорода.

В соответствии с Законом Украины «О перевозке опасных грузов» и Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее - ДОПОГ) кислород сжатый является опасным грузом.

В Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее - ДОПОГ) кислород сжатый классифицируется как невоспламеняющийся, нетоксичный и окисляющий газ. Идентификация груза:

  • № ООН: 1072;
  • класс: 2 (газы);
  • классификационный код: 1О (окисляющий сжатый газ);
  • надлежащее отгрузочное наименование Кислород сжатый
  • номера образцов знаков опасности: № 2.2 и № 5.1.

В соответствии с требованиями пункта 1.6 Правил дорожной перевозки опасных грузов, утвержденных приказом МВД Украины от 26.07.2004 № 822 (с изменениями) (далее – Правила), и подраздела 1.1.3.2 ДОПОГ кислород сжатый освобождается от соблюдения Правил и ДОПОГ в следующих случаях:

  1. Если давление газа в сосуде или цистерне при температуре 20 °С не превышает 200 кПа (2 бар). Сюда включаются любые виды сосудов и цистерн, например, являющиеся частью машин и приборов.
  2. Если кислород содержится в пищевых продуктах или напитках.
  3. Во всех остальных случаях кислород сжатый является опасным грузом и должен перевозиться в соответствии со всеми применимыми требованиями Правил и ДОПОГ. При этом, требования, которые применяются к перевозке зависят от количества, перевозимого газа. Пунктом 1.7 Правил и подразделом 1.1.3.6 ДОПОГ применяются «упрощенные» требования к перевозке опасных грузов в упаковках в количествах, не превышающих максимальных общих значений, указанных в приложении 1 к Правилам, подразделе 1.1.3.6 ДОПОГ (для кислорода сжатого 1000 литров (номинальная вместимость сосудов в литрах)).

Поэтому при перевозке кислорода в баллонах в количестве не более 1000 литров (номинальная вместимость сосудов в литрах) на одну транспортную единицу не требуется:

а) наличие на транспортной единице согласования маршрута дорожной перевозки опасных грузов, ДОПОГ-свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов;

б) обозначать транспортную единицу информационными таблицами опасного груза, предусмотренными пунктом 12.1 Правил;

в) укомплектовывать транспортную единицу дополнительным оборудованием и средствами пожаротушения, предусмотренными пунктом 5.8 и подпунктами 5.2 б)-г) Правил.

Однако в обязательном порядке должны быть выполнены следующие требования Правил (ДОПОГ):

1. Баллоны должны соответствовать требованиям ДНАОП 0.00-1.07 – 94 «Правила устройства и эксплуатации сосудов, работающих под давлением».

2. Должен быть заполнен транспортный документ (подпункт 9.1 Правил). В накладной должна быть следующая запись, которая указывает на опасные свойства груза и позволяет определить требования к его перевозке: UN 1072 Кислород сжатый, 2.2 (5.1).

3. Баллоны должны иметь маркировку знаками опасности и № ООН (пункты 3.1 и 3.7 Правил). На каждый баллон наносится № ООН 1072 и знаки опасности № 2.2 и № 5.1.

Знаки опасности для кислорода

При этом для удобства нанесения знаков на сферическую часть баллона могут использоваться знаки опасности уменьшенных размеров.

4.  Запрещается загружать в одно транспортное средство кислородные баллоны с упаковками, маркированными оранжевыми знаками опасности, кроме упаковок, маркированных знаками опасности № 1.4S (пункт 11.4 Правил).

Знак опасности для опасных грузов с классификационным кодом 1.4S

5. Должны соблюдаться правила размещения и крепления опасных грузов (пункты 11.7–11.11 Правил):

а) опасные грузы должны укладываться и закрепляться в транспортном средстве или контейнере таким образом, чтобы предотвратить любое значительное перемещение относительно друг друга, стенок транспортного средства или контейнера. В качестве крепежных средств могут использоваться лямки, которые крепятся к боковым стенкам, специальные решетки и кронштейны, надувные подушки, блокирующие устройства, которые препятствуют скольжению и т.п.

б) во время погрузочно-разгрузочных операций двигатель транспортного средства должен быть выключен, за исключением случаев, когда это необходимо для приведения в действие насосов и других механизмов, которые используются во время погрузки или разгрузки транспортного средства, или если это предусмотрено соответствующими нормативными документами.

г) во время выполнения погрузочно-разгрузочных операций с опасными грузами строго запрещается курить вблизи и внутри транспортных средств или контейнеров.

д) запрещается бросать и подвергать ударам упаковки, которые содержат опасные грузы.

е) при выполнении погрузки наполненных и порожних баллонов в транспортное средство или контейнер, должны выполняться следующие требования:

  • баллоны укладываются в транспортном средстве или контейнере таким образом, чтобы они не опрокидывались и не падали;
  • баллоны располагаются горизонтально параллельно или перпендикулярно продольной оси транспортного средства или контейнера. Баллоны, которые находятся возле передней поперечной стенки кузова транспортного средства или контейнера, укладываются под прямым углом к вышеуказанной оси;
  • баллоны, диаметр которых более 30 см, могут укладываться параллельно продольной оси транспортного средства или контейнера, при этом защитные устройства их вентилей должны направляться к середине транспортного средства или контейнера;
  • баллоны, которые уложены в горизонтальном положении, должны надежно закрепляться таким образом, чтобы исключалось любое их перемещение;
  • баллоны могут загружаться в вертикальном положении, если они перевозятся в устройствах, которые эффективно предохраняют их от опрокидывания или имеют достаточную устойчивость.
  • сосуды, которые содержат охлажденные сжиженные газы, должны перевозиться в положении, предусмотренном их конструкцией, и должны быть защищены от повреждения другими упаковками.

6. Членами экипажа транспортного средства должны соблюдаться запрещения, предусмотренные в подпунктах 13.6 а), б) и д) Правил, касающиеся вскрытия упаковок с опасными грузами, использования осветительных приборов и курения при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, а также пункт 4.3.7 Правил. 

Ознакомиться с изменениями требований к перевозке кислорода сжатого в зависимости от перевозимых количеств вы можете в программе ADRpro v. 9.2 в демонстрационном режиме.