Основные изменения в ДОПОГ/ADR 2025. Часть 1
С 1 января 2025 года начала действовать новая редакция ДОПОГ/ADR, которая вступит в полную силу после 30 июня 2025 года. Как всегда, в ней немало как важных, так и не очень, изменений. Они касаются и документов, и транспортных средств, и маркировки, и способов упаковки, и многого еще. Одним словом, все как всегда. Постараюсь объяснить основные изменения без лишних подробностей.
1. Письменные инструкции в 2025 году не меняем
Последний раз письменные инструкции на украинском языке изменились в 2019 году, хотя при обсуждении изменений ADR 2019 делать этого не планировали. Однако литредакторы сами изменили в них несколько слов, и в результате всем украинским водителям также пришлось это сделать.
В ADR 2025 изменения письменных инструкций также не предусматривались. Тем не менее, была большая вероятность того, что они изменятся, поскольку на первой странице письменных инструкций упоминается главный выключатель аккумуляторной батареи. Это устройство с 1 января 2025 года уже стали называть функцией, позволяющей обесточить электрические цепи.
Несмотря на это, в ADR 2025 в письменных инструкциях устройство для обесточивания электрических цепей автомобиля по-прежнему называется главным выключателем (переключателем) аккумуляторной батареи. Итак, пока можно быть спокойными: изменения в письменные инструкции следующие 2 года вноситься не будут.
2. Новый упрощенный способ маркировки цистерн с топливными смесями этанола
Смеси бензина и биоэтанола с содержанием спирта более 10% (Е15, Е20, Е30, Е85 и т.д.) не могут перевозиться ни под номером ООН 1203 для бензина, ни под номером ООН 1170 для спирта этилового. Для таких топливных смесей в Перечне опасных грузов есть конкретная позиция: № ООН 3475 ЭТАНОЛА И БЕНЗИНА МОТОРНОГО СМЕСЬ.
Несмотря на значительное распространение смесей бензина и биоэтанола во многих странах мира, возить в одной цистерне такие смеси вместе с бензином и дизельным топливом было очень неудобно. Причиной стало то, что внедренный в 2003 году упрощенный способ маркировки на случай одновременной перевозки бензина и дизельного топлива или авиационного топлива нельзя было применять при наличии в цистерне топливной смеси с номером ООН 3475. Так, при одновременной перевозке в одной цистерне бензина или дизельного топлива с топливной смесью № ООН 3475, перевозчики должны были применять исключительно традиционный способ маркировки цистерн, а именно: обозначать табличками оранжевого цвета каждую секцию цистерны с двух сторон.
Распространение упрощенного способа маркировки на UN 3475
В ADR 2025 это неудобство устранили, распространив упомянутый выше упрощенный способ маркировки и на топливную смесь № ООН 3475.
Согласно новым положениям ADR 2025 к автоцистернам или транспортным единицам с одной или несколькими цистернами, в которых одновременно перевозится бензин (№ ООН 1203), дизельное топливо (№ ООН 1202) или авиационное топливо (№№ ООН 1268 или 1863) и топливная смесь UN 3475, но не перевозится никакое другое опасное вещество, достаточно прикрепить спереди и сзади транспортной единицы таблички оранжевого цвета, приписанные для № ООН 3475—33/3475.
Замечания относительно знака с рыбой и деревом
При наличии большой доли спирта, например топливная смесь Е85 (содержит 85% биоэтанола), груз уже не будет опасным для окружающей среды. Тем не менее, в случае перевозки такой смеси в одной цистерне вместе с бензином или дизельным топливом советую все-таки рядом с большим знаком опасности № 3 крепить маркировочный знак для веществ, опасных для окружающей среды.
3. Новые требования к перевозке транспортных средств, работающих на батареях
В ADR 2025 автомобили, работающие на литий-ионных, литий-металлических и натрий-ионных батареях, получили новые отдельные номера ООН: 3556, 3557 и 3558 соответственно.
Следует напомнить, что в соответствии со специальными положениями 388 главы 3.3 ADR, к транспортным средствам, работающим на литий-ионных, литий-металлических и натрий-ионных батареях, относятся самоходные устройства, предназначенные для перевозки одного и более человек или грузов, включая и летательные аппараты. Фактически сюда относится все, на что человек может сесть, лечь, встать и поехать – от гиробордов, электросамокатов до электромобилей, а также все, к чему можно прикрепить груз и перевезти – от грузовиков до дронов.
Замечу, что, как и раньше, перевозка транспортных средств, работающих на литий-ионных, литий-металлических и натрий-ионных батареях, освобождается от соблюдения требований ADR. Но теперь, чтобы перевозчик мог воспользоваться этим освобождением, производитель должен постараться, и это касается не только использования батарей, соответствующих требованиям ADR.
Новые правила упаковки транспортных средств, работающих на батареях
В ADR 2025 для транспортных средств, работающих на аккумуляторах, предусмотрена новая инструкция по упаковке P912.
Теперь все транспортные средства индивидуальной массой нетто менее 30 кг должны перевозиться в таре. При этом, если раньше разрешалось какие-либо элементы транспортного средства отделять от его рамы, чтобы она могла уместиться в тару, теперь аккумуляторы должны быть упакованы обязательно в ту же коробку, что и рама. В противном случае они должны перевозиться как литиевые батареи с соблюдением всех соответствующих положений ADR, которые зависят от энергоемкости, количества и способа упаковки батарей.
Транспортные средства индивидуальной массой нетто 30 кг и более – это средства, которые:
- способны сохранять вертикальное положение во время транспортировки без дополнительной опоры и могут перевозиться без тары, если их конструкция обеспечивает надлежащую защиту аккумуляторной батареи, чтобы не допустить ее повреждения;
- могут опрокинуться во время перевозки (например, мотоциклы), могут перевозиться без тары только в грузовых транспортных единицах, оборудованных средствами для предотвращения опрокидывания во время перевозки, например с помощью креплений, рам или стоек.
- могут быть помещены в обрешетку или закреплены на поддонах.
Китайцы не угадали с маркировкой
Я неоднократно писал, что знак № 9 на ящиках с электросамокатами – это не совсем верно, а после 30 июня 2025 года будет и вовсе неправильно.
В соответствии с обновленным специальным положением 666 главы 3.3 ADR транспортные средства подпадают под действие требований главы 5.2 по маркировке и знакам опасности, если они полностью закрыты тарой, обрешеткой или другим средством, которые не позволяют легко их идентифицировать.
Это на практике означает, что на все коробки с транспортными средствами, работающими на батареях, должен наноситься соответствующий номер ООН, которому предшествуют буквы «UN», и знак опасности № 9а.
Вывод
Как и ранее, в случае учета вышеуказанных дополнительных требований, перевозка транспортных средств, работающих на литий-ионных, литий-металлических и натрий-ионных батареях, может осуществляться в любых количествах без открытия табличек оранжевого цвета и составления транспортного документа.
4. Новые требования к свидетельству о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов
Несколько лет назад австрийцы оштрафовали поляков за то, что свидетельство о допущении транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов по их мнению не соответствовало установленному образцу.
Проблема заключалась в том, что положениями пункта 9.1.3.3 ADR регламентировано: «Свидетельство о допущении к перевозке должно соответствовать образцу, приведенному в подразделе 9.1.3.5. свидетельство должно быть белого цвета с розовой диагональной полосой». Во время контроля выяснилось, что в отличие от приведенного в пункте 9.1.3.5 ADR образца, предоставленные водителем свидетельства о допущении имели элементы защиты в виде водяных знаков. Австрийские инспекторы отметили, что свидетельства не похожи на образец, приведенный в разделе 9.1.3 ADR.
Для урегулирования указанного вопроса австрийская сторона инициировала внесение изменений в ADR. Так, в ADR 2025 были включены новые положения относительно требований к свидетельству о допущении. Теперь на него могут наноситься дополнительные элементы защиты, такие как голограмма, печать изображения, видимого только в ультрафиолетовом освещении, гильоширный рисунок или штрих-код.
При этом договаривающиеся стороны, включившие дополнительные элементы защиты в свидетельства о допущении к перевозке, должны передать секретариату ЕЭК ООН типовой образец каждого свидетельства, предназначенного для выдачи на национальном уровне, а также объяснения, позволяющие проверять соответствие свидетельств переданным образцам. Секретариат ЕЭК ООН должен разместить эту информацию на своем веб-сайте.
Украинские свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке опасных грузов
Свидетельства о допущениях, выдаваемые в Украине, имеют по контуру рамку. Когда-то я спросил у ответственного за это работника ГСЦ МВД: «Зачем вы на свидетельстве рамку сделали?» На что получил ответ: «Мне так нравится». Ему-то нравится, но теперь надо разбираться, является ли та рамка гильоширным рисунком. Если нет, то такие свидетельства о допущении не соответствуют требованиям ADR, к тому же ГСЦ МВД Украины должен передать ЕЭК ООН образец свидетельства и описание верными словами той рамки и ее назначения.
Беспокойство вызывает тот факт, что это не первый документ и информация, которую ГСЦ МВД Украины должен передать ЕЭК ООН для выполнения требований ADR. И что-то всегда шло не так, а информация и документы либо не передавались вовремя, либо вообще не передавались.
Единственным утешением является то, что в ADR 2025 не установлены сроки передачи образцов свидетельств и информации об их элементах защиты. Нет также переходного периода, в течение которого могут использоваться свидетельства о допущении, которые не соответствуют новым требованиям.