15/11/2021

Если вам вменяют перегруз на основании записей в накладной

Мы, конечно, не сторонники перегрузов, даже наоборот – большие противники. Все мы ездим одними и теми же дорогами и хотим делать это правильно и безопасно. Но законы же пишут не только для перевозчиков, а и для контролеров. Так вот, если Вас остановили на дороге и на основании данных о массе груза, указанных в товарно-транспортной накладной, грозятся штрафом в размере около 34 000 грн. за перегрузку, то Вам понадобятся приведенные ниже выдержки из законодательных и нормативно-правовых актов, а также наши мысли относительно этой ситуации.

На сегодня существует несколько основных документов, которые регламентируют движение крупногабаритного и тяжеловесного транспорта:

  • Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины 14.10.97 № 363;
  • Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 № 2344-II;
  • Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 10 октября 2001 г. № 1306; 
  • Правила проезда крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 18.01.2001 № 30;
  • Порядок осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 08.11.2006 № 1567;
  • Порядок осуществления габаритно-весового контроля тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27.06.2007 № 879.

Установленные в Украине габоритно-весовые параметры

Согласно пункту 3 Правил проезда крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами, транспортное средство или автопоезд с грузом или без груза считается тяжеловесным, если максимальная масса или осевая масса превышает хотя бы один из параметров, указанных в пункте 22.5 Правил дорожного движения. 

Подпунктом 4 пункта 2 Порядка осуществления габаритно-весового контроля тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств установлено, что габаритно-весовой контроль — это контроль над проездом тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств автомобильными дорогами общего пользования, который включает проверку соответствия габаритно-весовых параметров таких транспортных средств установленным законодательством параметрам и нормам, наличия разрешения на движение по определенным маршрутам, а также соблюдения определенных в разрешении условий и режима движения транспортных средств. Действие указанного Порядка не применяется во время габаритно-весового контроля на автоматических пунктах.

Подобное определение понятия габаритно-весового контроля содержится и в Правилах дорожного движения.  Так, пунктом 1.10 этих Правил определено, что габаритно-весовой контроль — это проверка габаритных и весовых параметров транспортного средства (в том числе механического транспортного средства), прицепа и груза на предмет соответствия установленным нормам относительно габаритов (ширина, высота от поверхности дороги, длина транспортного средства) и относительно нагрузки (фактическая масса, осевая нагрузка), которая проводится согласно установленному порядку на стационарных или передвижных пунктах габаритно- весового контроля. 

Внимание! Итак, во всех перечисленных документах габаритно-весовой контроль – это проверка соответствия габаритно-весовых параметров транспортного средства установленным законодательством параметрам и нормам. То есть должны проверяться фактические параметры транспортного средства, а не его параметры, указанные в документах на груз и транспортное средство. 

Пунктом 4 Порядка осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте регламентировано, что  государственный контроль на автомобильном транспорте осуществляется должностными лицами органа государственного контроля в форменной одежде, которые имеют соответствующее служебное удостоверение, направление на проверку, сигнальный диск (жезл) и индивидуальную печать, путем проведения рейдовых проверок (проверок на дороге).

Согласно пункту 15 этого Порядка во время проведения рейдовой проверки транспортного средства, которое перевозит грузы (включая опасные) во внутреннем сообщении, проверяется исключительно:

1. Наличие определенных статьей 48 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» документов, на основании которых осуществляются перевозки автомобильным транспортом. 

Согласно положениям указанной статьи Закона документами для осуществления внутренних перевозок грузов для водителя являются: удостоверение водителя соответствующей категории; регистрационные документы на транспортное средство; товарно-транспортная накладная или другой определенный законодательством документ на груз; другие документы, предусмотренные законодательством. При перевозке опасных грузов обязательными документами, дополнительно, являются: свидетельство о допущении транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов; свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, которые перевозят опасные грузы; письменные инструкции на случай аварии или чрезвычайной ситуации. В случае перевозки грузов с превышением габаритных или весовых ограничений обязательным документом также является разрешение, которое дает право на передвижение автомобильными дорогами Украины, выданное компетентными уполномоченными органами, или документ о внесении платы за проезд тяжеловесных (крупногабаритных) транспортных средств, если превышение весовых или габаритных ограничений, свыше определенного законодательством, составляет меньше пяти процентов. 

Также в статье 48 Закона определены и обязательные реквизиты, которые должна содержать товарно-транспортная накладная. Так, при оформлении накладной грузоотправитель должен указать: дату и место составления; сведения о грузоотправителе, автомобильного перевозчика и грузополучателя; сведения о транспортном средстве; пункты загрузки и разгрузки. 

2. Соответствие внешнего и внутреннего снаряжения (экипировка) транспортного средства установленным требованиям.

3. Соблюдение водителем режима работы и отдыха.

4. Выполнение водителем требований Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, других нормативно-правовых актов.

Внимание!  Таким образом, нет оснований для проведения документального контроля весовых параметров транспортного средства, поскольку ни в одном из предусмотренных законом документов, которые могут проверяться должностными лицами Укртрансбезопасности во время рейдовых проверок, вес груза не является обязательным реквизитом товарно-транспортной накладной. 

Согласно пункту 16 Порядка осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте габаритно-весовой контроль проводится двумя должностными лицами Укртрансбезопасности или одним должностным лицом Укртрансбезопасности с привлечением должностных лиц соответствующего подразделения Национальной полиции, Укравтодора, владельца (балансодержателя) пункта габаритно-весового контроля.

Согласно пункту 3 Порядка осуществления габаритно-весового контроля тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств габаритно-весовой контроль транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования осуществляется Укртрансбезопасностью, ее территориальными органами и уполномоченными подразделениями Национальной полиции.

Более детальная процедура проведения габаритно-весового контроля установлена пунктами 2.4-1 и 24-2 Правил дорожного движения.

Так, в месте осуществления габаритно-весового контроля, по требованию работника пункта габаритно-весового контроля или полицейского, водитель грузового автомобиля должен остановиться с соблюдением требований этих Правил, а также:

а) передать для проверки документы, указанные в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2.1 Правил дорожного движения. К указанным документам относятся:  удостоверение водителя; регистрационный документ на транспортное средство; в случае перевозки опасных грузов, дополнительно, документация согласно требованиям ДОПОГ;

Внимание! Из указанных положений следует, что водитель не обязан передавать товаро-транспортную накладную инспектору (не следует путать товаро-транспортную накладную и транспортный документ на опасный груз, предусмотренный ДОПОГ, это разные по назначению документы, даже несмотря на то, что они могут быть объединены); 

б) предоставить транспортное средство и прицеп (при наличии) для весового и/или габаритного контроля согласно установленной процедуре.

Если во время осуществления габаритно-весового контроля выявлено несоответствие фактических весовых и/или габаритных параметров установленным нормам и правилам, движение транспортного средства и/или прицепа, весовые или габаритные параметры которого превышают нормативные, запрещается до получения в установленном порядке разрешения на его проезд автомобильными дорогами, о чем составляется соответствующий акт.

Внимание! Опять-таки речь идет о фактических весовых и/или габаритных параметрах, а не о сведениях, указанных в транспортных документах, которые могут отличаться от фактических. Например при определении максимальной разрешенной массы транспортного средства учитываются уровень топлива в топливных баках и количество членов экипажа, но не учитываются нормы испарения груза.

Согласно подпункту 2 пункта 2 Порядка осуществления габаритно-весового контроля тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств измерение (взвешивание) — процесс определения с помощью измерительного (взвешивающего) оборудования габаритно- весовых параметров фактической массы и нагрузки на ось (оси) транспортного средства, которые проводятся согласно методике, утвержденной специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере метрологии.

Внимание!  И вишенка на торте: с одной стороны, инспекторы должны соблюдать методику взвешивания транспортных средств во время проведения измерения (взвешивания), а с другой –  найти эту методику не удалось ни на одном сайте, на котором размещаются национальные нормативно-правовые акты. Это свидетельствует только о том, что ее не существует. 

В очередной раз хотелось бы отметить: грустно, что нашим законодательством занимаются непрофессионалы.