Основные изменения в ДОПОГ/ADR 2025. Часть 2
С 1 января 2025 года начала действовать новая редакция ДОПОГ/ADR, которая вступит в полную силу после 30 июня 2025 года. Как всегда, в ней немало как важных, так и не очень, изменений. Они касаются и документов, и транспортных средств, и маркировки, и способов упаковки, и многого еще. Одним словом, все как всегда. Постараюсь объяснить основные изменения без лишних подробностей.
1. Новое место хранения всех сопроводительных документов на опасные грузы
Наверняка устали перевозчики, инспекторы да и сами водители искать свои документы по всем чемоданам, бардачкам и другим тайникам. Один документ здесь, второй там, третий вообще в ADR-комплекте. В ADR 2025 начали бороться с рассеянностью водителей.
Раньше в легкодоступном месте кабины транспортного средства при перевозке опасного груза необходимо было держать только письменные инструкции, но начиная с 1 июля 2025 года там должны быть следующие документы:
- транспортный документ;
- удостоверение личности каждого члена экипажа транспортного средства с фотографией;
- письменные инструкции;
- удостоверение ADR о подготовке водителя;
- свидетельство (свидетельства) о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов;
- копия утверждения условий перевозки, выданного компетентным органом (это очень редкий документ, особенно в наших широтах).
Однако хочу все-таки напомнить, что транспортные документы на опасные грузы, которые не относятся к перевозимому грузу, должны храниться отдельно. Их надо убрать и вернуть перевозчику, поскольку в соответствии с пунктом 5.4.4.1 ADR перевозчик должен хранить копию транспортного документа на опасные грузы и дополнительную информацию и документацию, указанную в ADR, в течение минимум трех месяцев.
2. Правила перевозки натрий-ионных батарей и устройств с ними
Для натрий-ионных батарей и устройств с ними в Перечне опасных грузов ADR 2025 добавили новые позиции:
UN 3551 БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ НАТРИЙ-ИОННЫЕ с органическим электролитом;
UN 3552 БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ НАТРИЙ-ИОННЫЕ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ОБОРУДОВАНИИ, ИЛИ БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ НАТРИЙ-ИОННЫЕ, УПАКОВАННЫЕ С ОБОРУДОВАНИЕМ, с органическим электролитом;
UN 3558 СРЕДСТВО ТРАНСПОРТНОЕ, РАБОТАЮЩЕЕ НА НАТРИЙ-ИОННЫХ БАТАРЕЯХ.
Освобожденные натрий-ионные батареи
Большим преимуществом натрий-ионных батарей является то, что их можно разряжать до нуля без ущерба для них. Это привело к тому, что натрий-ионные батареи и устройства, которые с ними перевозятся, можно при соблюдении определенных требований ADR перевозить разряженными до нуля в любых количествах и независимо от их энергоемкости без обозначения транспортной единицы табличками оранжевого цвета, а соответственно – и без свидетельства ADR, ADR-комплекта и т.д.
Так, натрий-ионные элементы и батареи, а также натрий-ионные элементы и батареи, когда они содержатся в оборудовании или упакованы с оборудованием, подготовлены и предъявлены к перевозке, не подпадают под действие других положений ADR, если:
- контакты элемента или батареи закорочены таким образом, что в элементе или батарее отсутствует электрическая энергия. Короткое замыкание элемента или батареи должно легко проверяться (например, шина между клеммами). Как это сделать, когда ADR запрещает членам экипажа открывать упаковку, пока не ясно;
- натрий-ионные элементы и батареи, а также устройства с ними, упакованы в тару достаточной прочности;
- упаковки, помечены маркировочным знаком батарей. Этот знак (см. рисунок) в ADR 2025 переименовали в честь новых королей.
Тем не менее натрий-ионные батареи энергоемкостью до 100 ВТ-ч, которые не подвержены короткому замыканию, можно перевозить на тех же условиях, что и литий-ионные батареи.
Другие натрий-ионные батареи и устройства с ними
Остается рассмотреть только условия перевозки упаковок с натрий-ионными батареями, обозначенных знаками опасности и номерами ООН:
- На упаковки, обозначенные № ООН 3558 и знаком опасности № 9А, другие требования ADR не распространяются, поскольку это транспортные средства. Почему так, объяснено ниже.
- При перевозке упаковок, обозначенных № ООН 3551 или № ООН 3552 и знаком опасности № 9А, надо открывать таблички оранжевого цвета, если масса батарей без тары на транспортную единицу превышает 333 кг.
Транспортные средства, работающие на натрий-ионных батареях
Транспортные средства, работающие на натрий-ионных батареях, нельзя перевозить под № ООН 3552.
На транспортные средства, работающие от натрий-ионных батареях, не содержащие других опасных грузов, не распространяются на положения ADR, если батарея подверглась короткому замыканию таким образом, что в ней отсутствует электрическая энергия. Короткое замыкание элемента или батареи должно быть легко проверяемым (например, шина между клеммами).
В противном случае автомобили, работающие на натрий-ионных батареях, перевозятся на тех же условиях, что и батареи на литий-ионных аккумуляторах. То есть, если сама батарея удовлетворяет установленным требованиям, то на перевозку самого транспортного средства положения ADR не распространяются. Единственное, если такое транспортное средство перевозится в таре, то на упаковки должен наноситься номер ООН (UN 3558) и знак опасности № 9А.
3. «Папский крест» был заменен символом заземления
Долгие годы в пункте 6.8.2.1.27 в ADR вместо знака заземления был изображен перевернутый «папский крест» – разновидность латинского креста, но с тремя перекладинами. Можно было бы вообще не писать об этом, но опыт показывает, что в разных странах информация даже о мельчайших изменениях в ADR приходит в том числе и в контролирующие органы.
Надеюсь, все помнят основные требования к маркировке транспортных средств знаком заземления?
Напоминаю: корпуса цистерн, предназначенных для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей (веществ, соответствующих критериям класса 3), или для перевозки воспламеняющихся газов, а также № ООН 1361 Уголь или № ООН 1361 Сажа (группа упаковки II), должны быть оборудованы по крайней мере одним устройством заземления с четкой маркировкой в виде знака заземления.
Для того, чтобы наличие на цистерне этого устройства можно было легко проверить, каждое такое устройство должно обозначаться соответствующим знаком.
4. Обучение персонала, занятого в перевозке опасных грузов, упакованных в ограниченных количествах
«Правило 1000 пунктов» и опасные грузы «в ограниченных количествах» – разные вещи
Водители, перевозчики и логисты часто называют опасные грузы, перевозимые в соответствии с «правилом 1000 пунктов», опасными грузами в ограниченных количествах, но согласно положениям ADR это совершенно разные опасные грузы, и условия их перевозки разные.
Опасные грузы в ограниченных количествах появились для того, чтобы конечный потребитель не платил лишнего за ценную тару и повышенные тарифы за перевозку грузов ADR. До 2010 года перевозчики и водители вообще не обращали на это внимания, поскольку во время их перевозки не надо было выполнять требования ADR. А вот когда в странах ADR ввели единые запреты на проезд с опасными грузами через тоннели, тогда машины, в которых перевозилось более 8 тонн опасных грузов в ограниченных количествах, попросили обозначать специальными табличками «LTD QTY». Таблички не прижились и их заменили знаками с закрашенными верхним и нижним углами. Затем грузчиков и перевозчиков обязали соблюдать запреты на перевозку этих грузов с отдельными взрывчатыми веществами и изделиями класса 1.
Когда в ADR 2025 установили требования, что водители, перевозящие опасные грузы, упакованные в ограниченных количествах, должны проходить обучение, многие подумали, что у них теперь должно быть и свидетельство ADR о подготовке водителя, но это не так.
Действительно, в ADR 2025 указано, что персонал (упаковщики, грузчики, водители, разгрузчики, делопроизводители, логисты), задействованный в перевозке опасных грузов, упакованных в ограниченных количествах, должен пройти обучение в соответствии с главой 1.3 ADR. Однако такое обучение обычно организуется где-то раз в год самим предприятием, проводится обычно на его территории, не требует сдачи экзамена компетентному органу и не касается водителей, имеющих действительное свидетельство ADR. Информация о проведении такого обучения прилагается к ежегодному отчету уполномоченного.
Итак, отставить панику!