4/06/2020

Еврокубы: преимущества и сложности их использования при перевозке опасных грузов

Еврокубами обычно называют составные контейнеры средней грузоподъемности для массовых грузов с пластмассовой внутренней емкостью (в ДОПОГ 2019 они обозначены как КСМ).

Еврокубы — составные контейнеры средней грузоподъемности для массовых грузов с пластмассовой внутренней емкостью

Еврокубы широко используются для перевозки химической продукции во всем мире, что обусловлено рядом преимуществ. Во-первых, их использование позволяют отправителям без значительных издержек безопасно перевозить широкий спектр опасных грузов различными видами транспорта. Во-вторых, модульная конструкция еврокубов облегчает их укладку и обеспечивает безопасную обработку. И в-третьих, еврокубы можно использовать для перевозки несколько раз, но только если они не повреждены.

Следует различать еврокубы для неопасных и опасных грузов. Еврокубы для перевозки опасных химических веществ, должны при перевозке соответствовать многочисленным требованиям ДОПОГ/ADR, которые касаются как конструкции еврокубов, так и их эксплуатации. Эти требования применяются для обеспечения безопасности всех участников перевозки опасных грузов и других участников дорожного движения. Не разрешается принимать к перевозке опасные грузы в еврокубах, если не выполнены все установленные требования. Несмотря на это, в Украине, к сожалению, эти требования повсеместно нарушаются.

Остановимся на них подробнее.

Требования к маркировке еврокубов для опасных грузов

Прежде всего еврокубы для перевозки опасных грузов должны иметь соответствующий маркировочный знак, начинающийся с символа ООН для тары. Маркировочный знак подтверждает, что данный еврокуб соответствует типу конструкции, который успешно выдержал испытания и отвечает требованиям ДОПОГ/ADR, относящимся к изготовлению, но не к использованию. Поэтому сами маркировочные знаки не обязательно подтверждают, что данный еврокуб может быть использован для определенного вещества. 

Маркировка еврокубов, указывающая на соответствие требованиям ДОПОГ

При эксплуатации маркировочный знак позволяет проверить, что грузоотправитель или упаковщик использовали тот тип тары, который предусмотрен для груза положениями ДОПОГ/ADR. Погрузчик и / или перевозчик обязан проверить наличие на еврокубе необходимой маркировки.

Маркировка еврокубов при перевозке опасных грузов

Периодические проверки еврокубов для опасных грузов

В соответствии с положениями ДОПОГ/ADR еврокубы, используемые для перевозки опасных грузов, должны подвергаться специальным периодическим проверкам и испытаниям. Каждые 5 лет проводится проверка и каждые 2,5 года — внешний осмотр, проверка функционирования эксплуатационного оборудования и испытание на герметичность. Эти испытания разрешается проводить в других странах. 

Максимальный срок использования еврокубов для перевозки опасных грузов

Максимальный срок использования еврокубов (составных КСМ с пластмассовой внутренней емкостью) для перевозки опасных грузов составляет пять лет с даты изготовления сосудов/емкостей. Дата изготовления указывается на таре (включая внутреннюю емкость еврокубов).

Однако есть опасные грузы, для которых максимальный срок эксплуатации еврокубов меньше 5 лет. Так, срок использования еврокубов для опасных грузов с номером ООН 2031 составляет всего 2 года, что указано в специальных положениях по упаковке данных опасных грузов. 

Сложившаяся ситуация с еврокубами в Украине

В Украине еврокубы тоже часто используются для перевозки химических веществ, в том числе и указанных в Перечне опасных грузов ДОПОГ/ADR.  Проблема состоит в том, что организации, которые должны утверждать тип КСМ, проводить их проверки и испытания, не определены. Не установлены и органы, которые должны контролировать эти процессы. Купить еврокубы для перевозки опасных грузов тоже очень непросто, поэтому в большинстве случаев опасные грузы перевозятся в еврокубах, для этого не предназначенных. Получается, что еврокубы маркируются знаками опасности и маркировочными знаками, указывающими номер ООН опасного груза, но при этом неизвестно, насколько сами КСМ соответствуют требованиям ДОПОГ и можно ли в них вообще перевозить опасные химические вещества в значительных объемах. 

Надо ли говорить, что это очень опасная ситуация, и пока она не разрешится, никто не может гарантировать безопасность самой перевозки и людей, участвующих в ней.