20/06/2020

Необычный опасный груз класса 1 (1.4S)

Перевозка взрывчатых веществ и изделий, отнесенных к классификационному коду 1.4S, совсем непохожа на перевозку других опасных грузов класса 1. При их перевозке снимается множество ограничений, присущих перевозке опасных грузов класса 1, которые касаются некоторых участников перевозки и контролирующих органов. Это происходит потому, что взрывчатые вещества и изделия подкласса 1.4, группы совместимости S относятся к транспортной категории 4, и к перевозке таких грузов в любых количествах применяется правило 1000 пунктов.

Возможность использовать такие освобождения при перевозке опасных грузов с классификационным кодом 1.4S обусловлена тем, что любые опасные последствия случайного их взрыва не выходят за пределы упаковки. И даже в случае повреждения упаковки огнем все эффекты взрыва или разбрасывания не будут существенно препятствовать принятию противопожарных или других аварийных мер в непосредственной близости от упаковки. 

Знак опасности для груза ADR класса 1 с классификационным кодом 1.4S

Остановимся подробнее на этих освобождениях.

Освобождения для перевозчика опасного груза с классификационным кодом 1.4S

Для перевозки взрывчатых веществ и изделий с классификационным кодом 1.4S перевозчикам не нужно использовать транспортные средства EX/II и EX/III, укомплектовывать транспортные средства табличками оранжевого цвета, большими знаками опасности, ADR-комплектом, дополнительными огнетушителями. Не требуется также искать водителя, у которого на оборотной стороне свидетельства ДОПОГ проставлена цифра «1».

Освобождения для водителя, перевозящего опасный груз с классификационным кодом 1.4S

Водителям, перевозящим взрывчатые вещества и изделия с классификационным кодом 1.4S, не только не нужно проходить специализированный курс подготовки по перевозке веществ и изделий класса 1, а вообще не нужно проходить курсы ADR, для того чтобы перевозить такие грузы, независимо от их количеств.

Кроме того, водителю не нужно маркировать транспортную единицу табличками оранжевого цвета, а транспортные средства – большими знаками опасности (даже в случае перевозки на транспортного средства на пароме). Водителю также разрешается брать пассажиров.

Освобождения для погрузчика опасного груза с классификационным кодом 1.4S

Перед погрузкой взрывчатых веществ и изделий с классификационным кодом 1.4S погрузчику не обязательно проверять наличие табличек оранжевого цвета, больших знаков опасности, свидетельства ДОПОГ о подготовке водителя, письменных инструкций, свидетельства о допущении транспортного средства к перевозке некоторых опасных грузов и ADR-комплекта. Перед погрузкой опасного груза не нужно ждать, пока водитель заглушит двигатель.

Загружать такой опасный груз можно в одно транспортное средство или контейнер с другими опасными грузами, не маркированными оранжевыми знаками опасности, а контейнер не требуется маркировать большими знаками опасности.

Освобождения для инспектора контролирующего перевозку опасного груза с классификационным кодом 1.4S

Не требуется контролировать наличие табличек оранжевого цвета, больших знаков опасности, свидетельства ДОПОГ о подготовке водителя, письменных инструкций, свидетельства о допущении транспортного средства к перевозке некоторых опасных грузов, а также ADR-комплекта. Кроме того, не нужно проверять наличие и состояние 2-х огнетушителей, достаточно проверить один.

Теперь посмотрим, кому с освобождениями не так повезло.

Требования для упаковщика опасного груза с классификационным кодом 1.4S

Для упаковщиков не предусмотрено никаких освобождений, поэтому для упаковки опасного груза он должен использовать только тару, соответствующую требованиям ДОПОГ/ADR и имеющую UN-кодировку, подтверждающую это. Опасные грузы с классификационным кодом 1.4S он должен упаковывать в соответствии с установленной в Соглашении инструкцией по упаковке с соблюдением общих и специальных положений по упаковыванию, приведенных в главе 4.1 ДОПОГ/ADR. К каждой упаковке необходимо прикрепить знак опасности, и каждую упаковку нужно промаркировать номером ООН и надлежащим отгрузочным наименованием.

Упаковка груза ADR класса 1 с классификационным кодом 1.4S

Требования для лица, заполняющего транспортный документ на опасный груз с классификационным кодом 1.4S

Здесь ситуация еще сложнее, чем с упаковщиком; в транспортный документ нужно внести всю информацию о грузе, включая:

  • номер ООН, надлежащее отгрузочное наименование, классификационный код, код ограничения проезда через тоннели;
  • общую массу нетто взрывчатого содержимого в килограммах для каждого вещества или изделия, имеющего отдельный номер ООН, а также общую массу нетто взрывчатого содержимого в килограммах для всех веществ и изделий, на которые нужно заполнять транспортный документ (правда непонятно, зачем это указывать при перевозке взрывчатых веществ и изделий с классификационным кодом 1.4S);
  • общее количество и рассчитанное значение опасных грузов для каждой транспортной категории в соответствии с «правилом 1000 пунктов»;
  • при перевозке фейерверочных изделий под номером ООН 0337 запись: «Классификация фейерверочных изделий компетентным органом XX, классификационный номер фейерверочного изделия — XX/YYZZZZ».

Существуют также определенные требования для перевозчика и водителя.

Требования для водителя

При перевозке этой категории опасных грузов нельзя:

  • пользоваться огнем или открытым пламенем, курить, использовать электронные сигареты и аналогичные устройства вблизи транспортных средств и внутри них;
  • использовать переносные фонарики с металлическими поверхностями, способными приводить к искрообразованию;
  • вскрывать упаковки с опасным грузом.

Запрет курения для водителя при перевозке груза ADR класса 1 с классификационным кодом 1.4S

Требования для перевозчика

Необходимо более внимательно проверять соблюдение процедур классификации изготовителем, поскольку неправильная классификация опасного груза может автоматически привести как минимум к тому, что для перевозки будет выбран неправильный транспорт. Такой случай, например, произошел в Нидерландах, куда прибыл контейнер с пиротехникой 1.4S (так во всяком случае указал отправитель). Нидерланды, как первая страна-участница ДОПОГ/ADR на пути следования опасного груза, переклассифицировала его в 1.1C. В результате транспортное средство, поданное под загрузку, оказалось непригодным к перевозке этого опасного груза, а у водителя не было свидетельства ДОПОГ с необходимыми отметками. Как следствие, перевозчик не смог осуществить перевозку.

Такой вот неопасный опасный груз, и правила его перевозки не совсем обычные. Соблюдайте их и у вас не будет проблем в пути.