27/03/2017

Законопроект 4644, или что произошло в Верховной Раде?

В Верховную Раду был внесен проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в отношении приведения их в соответствие с законодательством Европейского Союза в сфере перевозки опасных грузов» (далее — Законопроект).  

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, целью его принятия является обеспечение возможности применения в полном объеме требований Директивы 2008/68/ЕС и требований международных договоров Украины в сфере перевозки опасных грузов к национальным перевозкам. 

Законопроект 4644, который был принят за основу в первом чтении, в целом удовлетворял поставленной цели, за исключением двух моментов:

  1. Определение термина «Опасный груз» не удовлетворяло положениям Директивы 2008/68/ЕС, согласно положениям которой опасные грузы — вещества и изделия, которые не допускаются к перевозке согласно международным договорам в сфере перевозки опасных грузов (ДОПОГ, ВОПОГ и МПОГ) или допускаются к ней только с соблюдением предписанных этими договорами условий.
  2. Отсутствовала основная европейская норма, закрепленная Директивой 2008/68/ЕС, согласно которой перевозки опасных грузов по территории Европейского союза, а также перевозки опасных грузов между странами Евросоюза и третьими странами регулируются ДОПОГ, ВОПОГ и МПОГ.

Однако ко второму чтению под прикрытием евроинтеграции на самом деле была сделана попытка забрать полномочия у Министерства внутренних дел в области перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и переложить их на Министерство инфраструктуры. Причем без согласования с этими министерствами. 

В сравнительной таблице, подготовленной ко второму чтению, синим цветом выделены функции, добавленные Мининфраструктуры, а красным — функции, отнятые у Министерства внутренних дел. В результате этого передела был утрачен компетентный орган, который должен в соответствии с положениями разделов 9.1.2 и 9.1.3 ДОПОГ проводить осмотр специализированных транспортных средств для перевозки опасных грузов и выдавать свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов. Кроме того, полномочия компетентного органа, который должен утверждать курсы обучения, составлять каталог экзаменационных вопросов для водителей, проводить экзамен и выдавать свидетельства ДОПОГ о подготовке водителя, были разделены на три части:

  • Министерство инфраструктуры определяет центры обучения;
  • орган, уполномоченный проводить проверку знаний (организация, определенная Министерством инфраструктуры), составляет тестовые вопросы на экзамен;
  • Министерство внутренних дел проводит экзамен и выдает свидетельства ДОПОГ о подготовки водителей.

Понятно, что такой передел не был поддержан депутатами Верховной Рады.

Можно предположить с большой долей вероятности, что в ближайшие годы последовало бы после принятия такого Законопроекта:

  1. Разрушение всей системы подготовки водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и уполномоченных (консультантов) по вопросам безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, которая на сегодня в Украине соответствует всем Европейским требованиям и является одной из лучших на территории постсоветского пространства.
  2. По сути дела произойдет полный отказ от евроинтеграции в области перевозок опасных грузов, поскольку вместо применения ДОПОГ при перевозках опасных грузов по территории Украины перевозчики вынуждены будут использовать переработанные Правила дорожной перевозки опасных грузов, притом с огромным количеством неучтенных факторов и никому ненужных, кроме контролирующих органов, национальных особенностей. 

Конечно, читатели вправе усомниться в наших словах. Поэтому приводим основания для таких выводов.

Министерство инфраструктуры на сегодня является компетентным органом в области обучения персонала, занятого в перевозках опасных грузов всеми видами транспорта, кроме автомобильного, а также выдает лицензии на осуществление перевозок опасных грузов автомобильным транспортом. Исходя из этого, на сегодня:

  1. Персонал, занятый в перевозке опасных грузов, который в соответствии с международными договорами в области перевозок этих грузов не должен сдавать экзамен компетентному органу, в Украине этот экзамен сдает. И таких органов на всю страну аж целых два (в то время как сейчас экзамен на автомобильном транспорте можно сдать в каждом регионе).
  2. Отсутствует понятная система проведения экзаменов для тех категорий персонала, которые должны сдавать экзамен компетентному органу. Так, законодательными и другими нормативно-правовыми актами установлено, что на железнодорожном транспорте уполномоченные (консультанты) по вопросам безопасности должны назначаться и проходить соответствующее обучение. Однако порядок проведения экзаменов и форма свидетельства, установленные для  этой категории персонала, не соответствуют требованиям МПОГ и приложения 2 к СМГС. Следовательно, если кто-то пройдет такое обучение и сдаст экзамен по установленным критериям, то он получит свидетельство, которое не будет легитимным.
  3. Лицензионные условия, на основании которых выдаются лицензии на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, не выдерживают никакой критики. Они составлены настолько непрофессионально, что фактически каждое их положение противоречит ДОПОГ. А если учесть положения статьи 26 Закона Украины «О перевозке опасных грузов», то эти лицензионные условия ни в коей мере не могут и не должны применяться к международным перевозчикам.
    Так, например, они содержат норму, согласно которой уполномоченный по вопросам безопасности перевозки опасных грузов должен быть владельцем, совладельцем, акционером, руководителем или работником автомобильного перевозчика. Конечно, во многих случаях уполномоченные, оказывающие услуги на профессиональной основе, будут гораздо качественнее выполнять соответствующие функции, предусмотренные ДОПОГ. И положения пункта 1.8.3.4 ДОПОГ гласят о том, что функции уполномоченного по вопросам безопасности перевозок опасных грузов могут выполняться лицом, не работающим непосредственно на предприятии. Единственным оправданием данной нормы лицензионных условий является отсутствие установленного механизма контроля выполнения уполномоченным возложенных на него функций, которую необходимо внести в законодательные или другие нормативные правовые акты.   

Очень хочется верить, что при новом руководстве Министерства инфраструктуры ситуация изменится в лучшую сторону.

На наш взгляд, если чиновники действительно хотят евроинтеграции в области перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, то для этого достаточно соблюдать всего одно положение, которое четко должно быть обозначено в Законе «О перевозке опасных грузов»:

«Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом регламентируется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)»!