21/04/2012

Руководство по надлежащей европейской практике укладки грузов в ходе автомобильных перевозок

Для обеспечения максимальной безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом исключительно важно правильное крепление груза. По статистике, из-за ненадежного крепления груза происходит 25% аварий с участием грузового автомобильного транспорта. В 70% случаев неправильное крепление груза также является причиной его повреждения при автомобильных перевозках. 

Участники интернет-проекта  «Лаборатория ADR» не могли не обратить внимания на столь значимый фактор для безопасности дорожного движения и готовят к изданию на русском языке "Руководство по надлежащей европейской практике укладки грузов в ходе автомобильных перевозок", упомянутое в разделе 7.5.7.1 ДОПОГ .

Руководство по надлежащей европейской практике укладки грузов в ходе автомобильных перевозок

Анализ национального законодательства, регламентирующего перевозку грузов автомобильным транспортом, показал, что в нормативных актах отсутствуют положения, руководствуясь которыми можно надежно закрепить груз. Законодательство в основном содержит только общие формулировки, например:

«Ящики, бочки и другие штучные грузы следует грузить таким образом, чтобы при резком торможении, движении с места и на крутых поворотах исключалась возможность сдвига, навалки на борта, потертости груза и тары; для этого между отдельными местами груза не разрешается оставлять промежутки или между ними надо вставлять деревянные прокладки и распорки соответствующей длины и прочности».

Однако из вышеприведенной трактовки нельзя определить как закрепить одну бочку в кузове транспортного средства. Борта кузова являются средством блокировки груза и груз в большинстве случаев должен к ним прижиматься. Из приведенного абзаца следует, что это не допускается. Возникает законный вопрос: зачем вообще нужны борта в кузовах?

При такой неопределенности законодательства в вопросах крепления грузов вся ответственность за выбор способа крепления груза возлагается на грузоотправителя и/или перевозчика. Однако найти литературные источники, в которых детально описаны возможные способы крепления различного рода грузов, на русском языке не представляется возможным.

Ситуация на автомобильных дорогах также оставляет желать лучшего: можно найти большое количество примеров неправильного крепления груза, в то время как найти пример правильного крепления фактически невозможно.

Таким образом, можно выделить два блока проблем:

  1. Отсутствие национальных нормативно-правовых актов, регламентирующих крепление грузов при их перевозке автомобильным транспортом.
  2. Низкую осведомленность персонала автомобильного транспорта в вопросах крепления грузов.

Первый блок проблем подразумевает необходимость разработки и введения ряда нормативных документов, устанавливающих требования к безопасному размещению и креплению грузов в кузовах автомобильных транспортных средств. В первую очередь эти документы должны определять:

  • необходимость учета при креплении груза сил, действующих на него при перевозке, а также методику расчета количества средств крепления;
  • требования к конструкционным элементам транспортных средств, обеспечивающим возможность закрепления груза;
  • средства крепления грузов, которые допускается использовать на автомобильном транспорте, а также требования к ним.

Наиболее простым решением этого блока проблем является издание стандартов на основе европейских стандартов, устанавливающих требования к кузовам транспортных средств (европейский стандарт EN 12 642) и креплению грузов в автодорожных транспортных средствах (европейский стандарт EN 12 195).

Участники интернет-проектов «Безопасность транспорта» и «Лаборатория ADR» самостоятельно решить проблемы первого блока не могут в силу того, что для этого в первую очередь нужна политическая воля.

Второй блок проблем подразумевает организацию информационного обеспечения персонала автомобильного транспорта по вопросам специальных требований, которые должны выполняться при размещении и креплении грузов на автомобильных транспортных средствах. И с решением проблем данного направления мы вполне сможем справится самостоятельно. Первый шаг в этом направлении уже сделан. Участники интернет-проектов «Безопасность транспорта» и «Лаборатория ADR» готовят издание на русском языке Руководства по надлежащей европейской практике укладки грузов в ходе автомобильных перевозок (далее – Руководство).

Руководство подготовлено группой экспертов при Генеральном директорате Еврокомиссии по энергетике и транспорту. Группа включала экспертов, назначенных странами-участницами Европейского Союза.

Целью Руководства является предоставление базовых практических рекомендаций и инструкций всем лицам, занятым в операциях погрузки-разгрузки и крепления грузов на транспортных средствах, в том числе перевозчикам и грузоотправителям. Руководство может служить справочным пособием государственным и частным субъектам перевозок, прямо или косвенно связанным с креплением грузов. Руководство также будет полезно сотрудникам контролирующих органов и судов. Оно может использоваться в качестве вспомогательного источника информации о надежных и проверенных временем способах крепления.

 В руководстве рассмотрены:

  • требования к автомобильным транспортным средствам в отношении крепления и размещения грузов;
  • средства крепления и требования к ним;
  • способы крепления различного рода грузов;
  • построение плана распределения нагрузки;
  • методики расчета количества средств крепления и многое другое.

Для издания Руководства на русском языке было создано более 100 иллюстраций. Многие иллюстрации в издании Руководства на русском языке для наглядности будут представлены в отличающемся от оригинала виде.