17/11/2020

Рекомендуем не ездить с топливными баками вместимостью более 1500 литров

В последнее время возникает много вопросов об установленной ДОПОГ максимальной вместимости топливных баков транспортной единицы. Касается ли это ограничение только автомобилей, перевозящих опасный груз? Открывать ли таблички оранжевого цвета, если суммарная емкость топливных баков и прицепа больше 1500 л? Где и какие большие знаки опасности размещать? Маркировать только бензобаки или всю транспортную единицу? Попробуем разобраться.

Максимальная вместимость топливных баков

Согласно требованиям подпункта 1.1.3.3 «а» ДОПОГ/ADR общая вместимость встроенных топливных баков не должна превышать 1500 литров на одну транспортную единицу, а вместимость бака, установленного на прицепе, не должна превышать 500 литров. Напоминаем, что транспортная единица – это состав из автотранспортного средства и сцепленного с ним прицепа или только автотранспортное средство без прицепа.

При этом учитывается вместимость как топливных баков, непосредственно соединенных с двигателем транспортного средства, так и топливных баков, соединенных с вспомогательным оборудованием.

Если вместимость топливных баков транспортных средств превышает определенные в ДОПОГ/ADR максимальные значения, то эти топливные баки считаются опасным грузом. К тому же не имеет значения фактический объем топлива в топливных баках и неважно, перевозится на автомобиле опасный груз или нет.

Заводы-изготовители обычно не устанавливают на транспортные средства такие большие топливные баки. Чаще бывает, что автомобиль-тягач с топливным баком объемом 1500 л буксирует полуприцеп-рефрижератор с баком объемом 240 л. В этом случае общая вместимость топливных баков, установленных на транспортной единице, составляет 1740 л, и баки с жидким топливом рассматриваются как опасный груз.

Максимальная вместимость топливных баков

Позиция контролирующих органов

Контролирующие органы при проверке на дороге могут подойти к такой ситуации двояко. С одной стороны, если емкость одного из топливных баков превышает 1000 л, то перевозка может быть расценена как перевозка опасного груза во встроенной цистерне, и тогда при перевозке должны выполняться требования ДОПОГ. С другой стороны, требования соглашения не распространяются на топливо, содержащееся в топливном баке вместимостью до 1500 л. Тогда только топливо в топливном баке рефрижератора емкостью 240 л будет рассматриваться как случай перевозки опасного груза в таре.

Обоснованные вопросы перевозчика

А перевозчик тоже оказывается в неоднозначном положении. Возникают вопросы, как поступать в таком случае: «Открывать оранжевые таблички или нет и какие – с цифрами или без? Где и какие большие знаки опасности размещать? Маркировать только бензобаки или всю транспортную единицу? Размещать ли на баке табличку цистерны? Если бензобаки считать упаковкой, то какой у них код тары ООН? Какое свидетельство ДОПОГ должен в таком случае иметь водитель (базовый курс или базовый курс + цистерны)? Какое количество солярки указывать в транспортном документе согласно подпункту 5.4.1.1.1 «f» ДОПОГ/ADR?» 

Рекомендации по использованию транспортных средств

Вот и получается, что формально перевозка грузов на транспортных средствах с суммарным объемом бензобаков более 1500 л не запрещена, но в таком случае следует соблюдать все положения ДОПОГ, а какие – неизвестно. 

Контролирующие органы в этой ситуации часто занимают простую и правильную позицию — запрещают перевозку грузов на таких транспортных средствах. Водителям советуем придерживаться той же позиции, иначе в случае проверки на дороге они рискуют получить штраф при перевозке любого груза на такой транспортной единице.