19/04/2020

Является ли аммиачная селитра опасным грузом при ее перевозке автомобильным транспортом?

Аммиачная селитра не упоминается в Перечне опасных грузов Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR) под наименованием «Аммиачная селитра», что нередко создает проблемы с ее идентификацией. Один инспектор Госавтоинспекции как-то искал аммиачную селитру в Перечне опасных грузов минут 40 и, конечно, не нашел. Однако это не означает, что она не является опасным грузом. 

Однако то, что название «Аммиачная селитра» не упоминается в Перечне опасных грузов, еще не означает, что аммиачная селитра не является опасным грузом.

В одной из книг, посвященной взрывчатым веществам, написано следующее: «Аммиачная селитра (нитрат аммония, азотнокислый аммоний, аммонийная соль азотной кислоты) – это взрывчатое вещество, однако ее критический диаметр такой большой (для сырой неизмельченной селитры порядка нескольких метров), а восприимчивость к детонации столь незначительна, что чистую селитру можно обрабатывать так же, как и инертные соли. Аммиачная селитра получается искусственным путем и широко применяется в сельском хозяйстве как удобрение, а в производстве взрывчатых веществ – в качестве основной составной части аммиачно-селитренных взрывчатых веществ (аммонитов и пр.)».

При пожарах аммиачная селитра разлагается, выделяя кислород, что усиливает горение легковоспламеняющихся предметов. Дерево, пропитанное селитрой, обладает значительно большей пожароопасностью, чем обычное дерево. Именно по этой причине аммиачная селитра при ее перевозке автомобильным транспортом является опасным грузом и относится к классу 5.1 «Окисляющие вещества». Аммиачной селитре обычно присваивается № ООН 1942, и перевозится она под надлежащим отгрузочным наименованием «Нитрат аммония». Однако не всегда № ООН 1942 используется для перевозки аммиачной селитры. 

При попадании в селитру органических примесей (например, угля) ее критический диаметр резко снижается, возникает опасность перехода горения в детонацию. При содержании более 0,2% общего количества горючего материала (включая любое органическое вещество, рассчитанное по углероду) аммиачная селитра является опасным грузом класса 1 «Взрывчатые вещества и изделия», № ООН 0222 и перевозится под тем же надлежащим отгрузочным наименованием «Нитрат аммония».

Для придания аммиачной селитре необходимых товарных свойств в нее добавляются различные примеси. В этом случае для ее перевозки может использоваться № ООН 2067 и надлежащее отгрузочное наименование «Удобрение на основе аммония нитрата».

Для придания аммиачной селитре необходимых товарных свойств в нее добавляются различные примеси. В этом случае, для ее перевозки может использоваться № ООН 2067 и надлежащее отгрузочное наименование «Удобрение на основе аммония нитрата».

Условия перевозки аммиачной селитры

На перевозку опасных грузов c № ООН 1942 и № ООН 2067 в упаковках (мешках, Биг Бэгах) в количестве до 1000 кг (масса нетто) на транспортную единицу распространяется правило 1000 пунктов. Следовательно, при перевозке аммиачной селитры, отнесенной к этим номерам ООН, в количестве не более 1000 кг на транспортной единице не требуется:

  • свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя;
  • письменные инструкции;
  • маркировка транспортной единицы табличками оранжевого цвета;
  • укомплектование транспортной единицы ADR-комплектом.

Однако даже при перевозке такого небольшого количества аммиачной селитры с номерами ООН 1942 и 2067 водитель должен иметь транспортный документ, содержащий всю необходимую информацию об опасном грузе, предписанную разделом 5.4.1 ДОПОГ/ADR. Мешки и Биг Бэги должны иметь маркировку знаками опасности и маркировочными знаками, указывающими номер ООН перевозимого груза. На данных видах тары должна быть кодировка, указывающая на соответствие тары требованиям ДОПОГ/ADR.

Мешок с аммиачной селитрой — опасный груз

Недооцененная опасность аммиачной селитры

Опасность при перевозке опасных веществ на основе нитрата аммония и его производных нельзя недооценивать, несмотря на то, что селитренная пыль при вдыхании заметного вреда организму не приносит, а также на то, что при воздействии огня и искр на аммиачную селитру загорания не происходит. Увы, автомобильные перевозчики просто не подозревают, насколько опасны для них перевозимые грузы, и тому есть множество примеров.

Недооценил, например, эту опасность в 1921 году подрядчик-взрывник, проводивший работы по разрыхлению слежавшихся запасов смеси аммиачной селитры и сульфата аммония (последний не является опасным грузом) на химическом заводе в немецком городе Оппау. В результате детонации 12 000 тонн смеси аммиачной селитры и сульфата аммония огромное здание взлетело в воздух на высоту 100 метров. Взрыв опрокинул несколько железнодорожных составов и разрушил около 800 строений. По официальным данным при взрыве погибло более 500 человек и в три раза больше людей получили ранения. Воронка, образовавшаяся в результате взрыва, имела размер 90 на 125 м и глубину около 20 м. Взрыв невиданной до того времени мощности породил слухи о том, что Германия первой разработала и испытала атомную бомбу. 

Отнесение аммиачной селитры к грузам повышенной опасности

Из-за того, что аммиачная селитра может быть использована в качестве компонента взрывчатого вещества, при ее перевозке навалом/насыпью (без тары) и в цистернах в количестве более 3000 кг она относится к грузам повышенной опасности. И только в этих случаях при ее перевозке по территории Украины потребуется согласование маршрута дорожной перевозки опасного груза Национальной полиции Украины, а при перевозке по территории России — специальное разрешение Ространснадзора.