15/08/2017

Евроинтеграция или передел полномочий?

4 августа 2017 года на официальном сайте Министерства инфраструктуры опубликован проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно приведения их в соответствие с законодательством Европейского Союза в сфере перевозки опасных грузов» (далее – проект Закона). Конечной целью разработки этого Закона является выполнение Плана по имплементации Директивы 2008/68/ЕС Европейского Парламента и Рады «О внутренних перевозках опасных грузов», одобренного распоряжением Кабинета Министров Украины от 26.11.2014 № 1159 (далее - Директива).

Приглашаем всех участников перевозки опасных грузов ознакомиться с проектом Закона и оставить свой отзыв о нем на сайте Министерства инфраструктуры.

Однако, по нашему мнению, проект Закона никоим образом не отвечает поставленной цели, содержит много положений, которые противоречат Директиве и не отвечают общеевропейской практике регулирования перевозок опасных грузов. Рассмотрим подробно недостатки, которые содержатся в этом законопроекте.

1. Для установления на территории Европейского сообщества единых условий перевозки опасных грузов положениями статей 3 и 4 Директивы определено, что внутренние перевозки опасных грузов автомобильным транспортом территорией Европейского сообщества и перевозки между странами Европейского сообщества и третьими странами осуществляются согласно требованиям международных регламентов по перевозке опасных грузов. Это приложения А и B к Европейскому Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ); Регламент о международной железнодорожной перевозке опасных грузов (РОД); Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов внутренними водными путями (ВОПОГ). Проект Закона никаких аналогичных положений не содержит. Наоборот, в него включено много требований, которые противоречат положениям указанных международных регламентов.

Абсолютно непонятно, почему в проект Закона, который направлен на приведение законов Украины в соответствие с законодательством Евросоюза в сфере перевозки опасных грузов, не включено основное требование этого законодательства. А оно состоит в том, что ДОПОГ, ВОПОГ и РОД регламентируют как внутренние, так и международные перевозки опасных грузов соответствующими видами транспорта. Обязанности участников перевозки опасных грузов, положение о назначении уполномоченных по вопросам безопасности перевозок опасных грузов и их функции уже определены соответствующими международными регламентами и нет никакой необходимости повторять их в проекте Закона. Достаточно просто указать, что перевозки опасных грузов территорией Украины регулируются соответствующими международными соглашениями. Это позволит упростить условия перевозки опасных грузов, облегчить их участникам выполнение требований законодательства в сфере перевозок опасных грузов и упростить процедуры контроля над них выполнением.

2. В проекте Закона предлагается дополнить Закон Украины «О перевозке опасных грузов» новой статьей 92, которая будет устанавливать обязанности уполномоченного (консультанта, советника) по вопросам безопасности перевозки опасных грузов. При этом не принимается во внимание, что Закон Украины «О перевозке опасных грузов» распространяется на все виды транспорта, а значит требование о назначении уполномоченных (консультантов, советников) будет применяться и к предприятиям, которые участвуют в перевозке опасных грузов морским и авиационным транспортом. Однако сфера действия Директивы не распространяется на перевозку опасных грузов указанными видами транспорта. Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ) и Технические инструкции Международной организации гражданской авиации, которые регулируют перевозку опасных грузов морским и воздушным транспортом, также не предусматривают назначения уполномоченных (консультантов, советников). Разработчикам проекта следовало бы знать, что уполномоченные (консультанты, советники) на морском транспорте существуют лишь в Германии, а на воздушном транспорте вообще не существуют ни в одной стране мира.

3. В полномочия Министерства инфраструктуры предлагается включить утверждение классификации и идентификации опасных грузов. Эти требования противоречат положениям Директивы, поскольку, согласно положениям международных регламентов, компетентным органом должны быть классифицированы только отдельные опасные грузы, такие как взрывчатые вещества и изделия класса 1, самореактивные вещества класса 4.1 и органические пероксиды класса 5.2. Другие опасные грузы классифицируются их производителями, если специальными положениями не предусмотрено другое. Например, в Германии ежегодно только автомобильным транспортом перевозится свыше 300 миллионов тонн опасных грузов в год. При таком грузовом обороте требование об утверждении компетентным органом классификации каждого опасного груза приведет фактически к полной остановке перевозок. Международными регламентами установлено, что компетентный орган должен не утверждать классификацию указанных опасных грузов, а непосредственно проводить испытание этих веществ и изделий для определения их соответствия показателям и критериям классификации опасных грузов. Кроме того, если Министерство инфраструктуры будет проводить классификацию и идентификацию опасных грузов, то совершенно непонятно, зачем тогда нужны уполномоченные (консультанты, советники), поскольку именно на них ВОПОГ, ДОПОГ и РОД возлагает контроль над этими процедурами.

Утверждение классификации и идентификации опасных грузов не является функцией компетентного органа в сфере перевозки опасных грузов и соответственно не входит в полномочия Министерства инфраструктуры, которые определены Положением о Министерстве инфраструктуры Украины (постановление Кабинета Министров от 30.06.2015 № 460).

 4. Проектом Закона предполагается передача в ведение Министерства инфраструктуры организации проведения специального обучения водителей транспортных средств, которые перевозят опасные грузы, и уполномоченных по вопросам безопасности перевозок опасных грузов. Указанные изменения противоречат требованиям положений главы 8.2 ДОПОГ, согласно которым утверждение курсов специального обучения водителей транспортных средств, которые перевозят опасные грузы, проведение экзаменов, составление общего перечня тестовых вопросов для их проведения и выдача свидетельств ДОПОГ о подготовке водителя может осуществляться одним компетентным органом. Этим органом в настоящее время является МВД.

Совершенно не принимается во внимание, что система подготовки водителей транспортных средств, которые перевозят опасные грузы, и уполномоченных по вопросам безопасности создавалась МВД на протяжении 17 лет. Учебно-методическое обеспечение и тестовые вопросы, которые используются в настоящее время в Украине при проведении специального обучения водителей и уполномоченных и сдаче экзаменов никоим образом не уступают по качеству материалам, которые используются в странах Европейского сообщества.

5. Между тем, проектом Закона не урегулированы те проблемные вопросы, которые накопились со времени ратификации Украиной в 2000 году Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Так, согласно положениям главы 1.5 ДОПОГ компетентные органы стран-участниц ДОПОГ могут заключать многосторонние соглашения, которые позволяют осуществлять некоторые перевозки в порядке временного отступления от требований ДОПОГ, при условии сохранения надлежащего уровня безопасности. Однако полномочия относительно заключения таких соглашений в Законе Украины «О перевозке опасных грузов» и в проекте Закона не определены. В нашей практике было несколько случаев, когда заключение подобных соглашений дало бы возможность украинским предприятиям закупать химическое сырье на территории Европейского союза.

Проектом Закона не урегулирован также вопрос относительно официального утверждения типа цистерн для перевозки опасных грузов, поэтому украинские производители автоцистерн не могут производить цистерны, которые допускаются к международной перевозке опасных грузов. Не исправлены положения относительно выдачи свидетельств о допущении транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов, а также не охвачены другие вопросы, которые должны быть урегулированы для приведения законодательства Украины в соответствие с законодательством Европейского Союза.

По нашему мнению, проект Закона содержит массу недостатков и для приведения законов Украины в соответствие с законодательством Европейского Союза в сфере перевозки опасных грузов необходимо разработать другой законопроект, который бы содержал положения, аналогичные положениям Директивы.