ГлавнаяСправочникНормативное регулирование перевозки опасных грузов → Международные соглашения в сфере перевозки опасных грузов

Международные соглашения в сфере перевозки опасных грузов

Система международного регулирования перевозки опасных грузов является довольно сложной и включает много конвенций и соглашений. Основные конвенции и соглашения, регламентирующие перевозку опасных грузов различными видами транспорта, и международные организации, обеспечивающие их разработку, показаны на рис. 1.

Международные соглашения по перевозке опасных грузов (скачать)

 

Рис. 1. Основные конвенции и соглашения, регламентирующие перевозку опасных грузов различными видами транспорта

 

На схеме:

1. Международные организации:

UNO – Организация Объединенных Наций;

ECOSOC – Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций

ICAO – Международная организация гражданской авиации

IATA – Международная ассоциация воздушного транспорта

IMO – Международная морская организация

CKR – Центральная комиссия судоходства по Рейну;

ECE – Европейская экономическая комиссия

OTIF – Межправительственная организация по международным железнодорожным перевозкам

ОСЖД – Организация сотрудничества железных дорог

Совет – Совет по железнодорожному транспорту

2. Основные источники законодательства в сфере перевозки опасных грузов:

Типовые Правила – Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов: Типовые правила

Руководство по испытаниям и критериям – Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов: Руководство по испытаниям и критериям

СГС – Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химических веществ

ПБПРМ – Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов (PDF 4,4 Мб); 

3. Международные регламенты:

ICAO TI  – Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (PDF 47,9 Мб); 

IATA DGR  – Правила перевозок опасных грузов ІATA;

IMDG CODE  – Международный кодекс морской перевозки опасных грузов;

ADN – Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям

ADR – Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов

RID – Правила международной перевозки опасных грузов по железной дороге

Прил. 2 к СМГС – Правила перевозок опасных грузов Приложение 2 к Соглашению о международном грузовом сообщении

ППОГ – Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам;

ППЖГ – Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума.

Основные источники международного законодательства в сфере перевозки опасных грузов

Главным источником всего законодательства в сфере перевозки опасных грузов всеми видами транспорта являются Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов: Типовые правила.

Разработка рекомендаций по перевозке опасных грузов (Типовых правил) осуществляется Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций. На их основе международные организации и национальные органы власти разных стран разрабатывают нормативные документы, регламентирующие перевозку опасных грузов разными видами транспорта (см. рис. 1).

На сегодня действует 19?я редакция Типовых правил по перевозке опасных грузов.

Большое влияние на регламентацию перевозки опасных грузов различными видами транспорта оказывает Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химических веществ (СГС).

На практике очень часто сталкиваешься с ситуацией, когда один и тот же химический продукт классифицируется неодинаково. Согласно одного документа он является опасным грузом, согласно другого нет. С маркировкой тоже не все гладко. В одних случаях нужен один маркировочный знак, в некоторых случаях его не достаточно. И все это имеет место в той сфере, в которой законодательство прорабатывается очень тщательно и изменяется каждые два года, чтобы соответствовать уровню техники и технологий. Однако транспортировка это промежуточный процесс в обороте химической продукции. Мы, транспортники, часто забываем о том, что перевозка это всего лишь средство удовлетворения потребностей промышленности и общества в перевозках.  То, что перевозчики перевозят, используется в промышленности и быту. И вероятность, что опасный продукт проникнет в окружающую среду или будет иметь место его контакт с человеком или животным, на других этапах использования продукта тоже очень велика. В этом случае неправильная классификация и маркировка могут иметь самые печальные последствия. Не нужно забывать, что человек принимает меры безопасности опираясь на имеющуюся у него информацию. Если этой информации нет или она неверная, то и человек примет неправильные меры безопасности. Что это означает при обращении с токсичными, инфекционными, легковоспламеняющимися, взрывчатыми и другими подобными опасными веществами, несложно представить.

Решить эти и многие другие проблемы, на всемирном уровне, призвана  Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химических веществ. На сегодня действует пятая редакция данного документа.           

Еще одним очень важным документом являются Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов: Руководство по испытаниям и критериям, которые дополняют Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов: Типовые правила и Согласованную на глобальном уровне систему классификации опасности и маркировки химической продукции. Данный документ содержит критерии, методы испытаний и процедуры, которые используются для классификации опасных грузов. В первую очередь он полезен организациям, которые занимаются классификацией опасных грузов. Руководство по испытаниям и критериям разрабатывается Комитетом  экспертов по перевозке опасных грузов.  

На сегодня действует пятое издание Руководства по испытаниям и критериям.

Еще одним документом, требования которого практически без изменений переносятся в международные регламенты в сфере перевозки опасных грузов, является «Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов» (формат PDF 4,4 Мб)  (на схеме – ПБПРМ) .

Целью Правил безопасной перевозки радиоактивных материалов является установление требований, которые должны выполняться для обеспечения безопасности и защиты лиц, имущества и окружающей среды от воздействия излучения в процессе перевозки радиоактивного материала. Требования   ПБПРМ являются обязательными для исполнения. Однако выполнения положений ПБПРМ на практике, зачастую недостаточно при перевозке радиоактивного материала. Это связано с тем, что международные регламенты дополняют требования данного документа, возлагая выполнение его положений на различных участников перевозки опасных грузов, предусматривая дополнительные положения и т.п. Например, в дополнение к требованиям ПБПРМ, для автомобильной перевозки установлены отдельные требования к маркировке и дополнительному оборудованию транспортных средств, перевозочным документам, обучению водителей, совместной загрузке и многие другие.

Международные соглашения в сфере перевозки опасных грузов для различных видов транспорта

Международные соглашения, регламентирующие перевозку опасных грузов различными видами транспорта, разрабатываются в рамках международных организаций. 

Выбор международного соглашения, требованиями которого необходимо руководствоваться при организации (осуществлении) международной перевозки опасных грузов, зависит от вида транспорта, которым осуществляются перевозки, вида грузоотправлений, а также маршрута перевозки.

Большинство из нижеприведенных соглашений переиздаются через определенные промежутки времени. Так, приложения к ДОПОГ, переиздаются каждые два года. При пользовании конвенциями, соглашениями, регламентирующими перевозку опасных грузов и приложениями к ним, важно помнить, что следует использовать только действующие издания.

 

Перечень, состоящий из 57 международных соглашений ЕЭК ООН в сфере транспорта, а также сводные таблицы, содержащие информацию о статусе этих соглашений  в отношении подписания, ратификации, присоединения и принятия странами-членами Организации Объединенных Наций, размещены на сайте ЕЭК ООН.

Речной и автомобильный транспорт

Так под эгидой Европейской Экономической комиссии Организации Объединенных Наций разрабатываются соглашения, направленные на обеспечение безопасности перевозки опасных грузов автомобильным и речным транспортом. Со всеми конвенциям и соглашениям ЕЭК ООН в сфере транспорта вы можете найти на официальном сайте этой международной организации.

В рамках Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ADR = ДОПОГ) 49 государств согласовали общие правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом через их границы и по их территориям. Самым последним изданием данного соглашения является ДОПОГ 2017

Международную перевозку опасных грузов речным транспортом регламентирует Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ADN = ВОПОГ). Актуальное издание ВОПОГ 2017.

Воздушный транспорт

Перевозка опасных грузов по воздуху регламентируется двумя международными соглашениями: Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху ИКАО (PDF 47,9 Мб) и Правилами перевозки опасных грузов IATA. Технические инструкции издаются Международной организацией гражданской авиации и содержат все подробные инструкции, необходимые для безопасной международной перевозки опасных грузов по воздуху.  Однако, отдельные авиакомпании ужесточают требования Технических инструкций ИКАО. С учетом этого, положения Правил перевозки опасных грузов, публикуемые Международной ассоциацией воздушного транспорта, содержат больше запретов и ограничений.

Правила перевозки опасных грузов IATA не издаются на русском языке, также мне не удалось найти их в свободном доступе в Интернет.

Железнодорожный транспорт

Основными международными соглашениями по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом являются:

Морской транспорт

Основными соглашениями, регламентирующими международную перевозку морским транспортом, являются:

  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС–74);

  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ);

  • Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ);

  • Кодекс безопасной практики перевозки незерновых навалочных грузов (BC Code).