ГлавнаяСправочникНормативное регулирование перевозки опасных грузов → Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ = ADR)

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ = ADR)

Международные перевозки опасных грузов автомобильным транспортом регламентируются Европеским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ = ADR). 

ДОПОГ – это соглашение, в рамках которого 49 государств согласовали общие правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом через их границы и по их территориям. Сокращение «ДОПОГ» основано на ключевых словах названия соглашения на русском языке (Европейское соглашение о международной ДОрожной Перевозке Опасных Грузов). Сокращение «ADR» основано на ключевых словах названия Соглашения на французском языке (Accord europe´en relatif au transport international des marchandises Dangereuses par Route).

Главная цель ДОПОГ заключается в обеспечении безопасной перевозки опасных грузов, а также в упрощении международных перевозок таких грузов (страны – участницы соглашения должны допускать перевозки опасных грузов из других стран-участниц при условии соблюдения требований ДОПОГ).

Сегодня Договаривающимися сторонами соглашения являются (рис. 1): Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Марокко, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Молдова, Российская Федерация, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Таджикистан, Тунис, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция и Эстония.

ДОПОГ/ADR страны-участницы, карта

Рис. 1. Страны – участницы ДОПОГ

ДОПОГ применяется к перевозкам, осуществляемым через территорию, по крайней мере, двух стран – участниц соглашения, если другое не предусмотрено национальным законодательством.

В интересах обеспечения единообразия и свободной торговли в рамках Европейского союза (ЕС) приложения А и В к ДОПОГ были также приняты государствами – членами ЕС за основу для регулирования автомобильной перевозки опасных грузов в пределах их территорий и между ними (директива 94/55/ЕС Совета от 21 ноября 1994 г.).

ДОПОГ было также принято рядом стран (в том числе Украиной), не являющихся членами ЕС, как основа для своего внутригосударственного законодательства.

ДОПОГ состоит из самого соглашения и двух приложений,  являющихся его неотъемлемыми частями:

  • Приложение А – Общие положения и положения, касающиеся опасных веществ и изделий;
  • Приложение В – Положения, касающиеся транспортного оборудования и транспортных операций.

Соглашение состоит из семнадцати статей, в которых изложены основные вопросы, касающиеся вступления его в силу, отклонений от требований ДОПОГ, порядка внесения изменений в соглашение, а также процедуры разрешения споров и т. п.

Ключевой является статья 2 соглашения, в которой говорится о том, что международные перевозки опасных грузов, кроме некоторых чрезвычайно опасных грузов, могут осуществляться автотранспортными средствами при условии соблюдения:

  • требований, предусмотренных в приложении А, которым должны соответствовать опасные грузы, в частности, требований, к их упаковке и маркировке;
  • требований, предусмотренных в приложении В, касающихся конструкции и оборудования транспортных средств с опасными грузами, а также требований к их движению.

Также за странами – участницами ДОПОГ остается право применять к автомобильным транспортным средствам, осуществляющим международную перевозку опасных грузов по их территории, дополнительные требования или ограничения, а именно:

а) дополнительные требования, касающиеся:

  • транспортных средств используемых в комбинированных перевозках, например, перевозящихся на паромах или железнодорожных составах;
  • транспортных средств заезжающих в порты, другие транспортные терминалы или выезжающих из них;
  • маршрутов движения или стоянки транспортных средств с опасными грузами при неблагоприятных погодных условиях, землетрясениях, авариях, забастовках, гражданских беспорядках или военных действиях;

б) дополнительные ограничения, касающиеся:

  • проезда через определенные сооружения, например, мосты;
  • движения транспортных средств с опасными грузами по установленным маршрутам с целью исключения их проезда через коммерческие, жилые  или экологически чувствительные районы, промышленные зоны с опасными объектами или по дорогам, представляющим серьезную физическую опасность;
  • движения транспортных средств с опасными грузами в определенные дни недели или года.

Вышеуказанные дополнительные положения могут применяться на территории стран – участниц ДОПОГ, если они не противоречат пункту 2 статьи 2 соглашения, содержатся в их национальном законодательстве и распространяются на автомобильные транспортные средства, совершающие внутренние и международные перевозки опасных грузов.

Предписания, регламентирующие перевозку опасных грузов, а также некоторые другие сведения, необходимые для удобства пользования соглашением, приведены в приложениях к ДОПОГ.

Текст приложений А и В к ДОПОГ состоит из 9 частей. Общая структура приложений ДОПОГ приведена на рис. 2.

ДОПОГ/ADR структура приложений

Рис. 2. Общая структура приложений ДОПОГ
 
Приложения А и В ДОПОГ постоянно пересматриваются рабочей группой WP. 15 на своих сессиях (два раза в год) и с периодичностью раз в два года переиздаются. Очередная редакция («ДОПОГ 2015 года») приложений А и В ДОПОГ вступила в силу с 1 января 2015 года. ДОПОГ 2015 года может использоваться до 30 июня 2017 г/ (рис. 3). В соответствии с переходными мерами, которые предусмотрены в ДОПОГ 2015 года, вариант ДОПОГ 2013 года мог использоваться до 30 июня 2015 г.
 
 
Рис. 3. Периодичность переиздания приложений A и B к ДОПОГ